Энергетический коллапс – это уже реальность. И происходит всё здесь и сейчас…

Кочетов Алексей 26.01.2021 21:06 | Альтернативное мнение 76

Повреждённые солнечные батареи в Умакао. Последствия урагана «Мария», вызвавшего энергетическую катастрофу в Пуэрто-Рико в 2017 году.

Количество произведённой и потреблённой энергии является показателем развития цивилизации. Наша современная цивилизация всё больше увеличивает долю конкретно электроэнергии в общей массе потребляемой энергии. Электричество давно стало главной энергетической потребностью среди прочих видов энергии.

Отключи электричество всего на 5 минут, и современные жители городов испытают серьёзный дискомфорт.

Нам всегда казалось, что энергетические кризисы, вызнанные техногенными либо природными явлениями (ураган, землетрясение и т.п.), которые способны уничтожить электростанции и сопутствующую инфраструктуру, оставив людей на продолжительное время без доступа к электричеству, могут происходить только где-то там, очень далеко от нас, и нас никогда такая проблема не затронет.

Но никто не полагал, что мы столкнёмся с ещё одной, не менее серьёзной проблемой – это нехватка электроэнергии. И это не там, где-то далеко, в неизвестной стране, а в одной из самых высокотехнологичных стран в мире, занимающей четвёртое место по объёму экономики и пятое место по потреблению электроэнергии. Речь идёт о Японии.

В начале января 2021 года Япония столкнулась с энергетическим кризисом, вызванным перерасходом электроэнергии потребителями. Причиной этого стало снижение средней температуры воздуха в крупных городах Японии с «+7,6» до «+4,4» градуса по Цельсию, в результате чего спрос на электроэнергию увеличился на 14%; стоимость электроэнергии с 9,5 рублей за 1 кВт*ч выросла до 70 рублей, а в некоторых префектурах — до 163 рублей. Энергетические компании работают на пределе своих возможностей, выдавая 98% мощности и практически лишившись резерва.

В некоторых префектурах Японии была отрицательная температура.

Столкновение 130 автомобилей на высокоскоростной автомагистрали Тохоку в районе префектуры Мияги.
Столкновение 130 автомобилей на высокоскоростной автомагистрали Тохоку в районе префектуры Мияги.

Если в России подобный перепад температур вообще проходит незаметно, то для Японии это серьёзный энергетический вызов.

Отопление домов в Японии преимущественно индивидуальное, с использованием электроэнергии. Если верить рассказам русскоязычных блогеров, которые проживают в Японии ( например, Дмитрий Шамов), то температура внутри квартиры в 12-15 градусов по шкале Цельсия — это норма для Японии.

Власти Японии призвали население сократить потребление энергии, настоятельно рекомендовав чрезвычайно бережно использовать электричество и предупредив о возможном отключением электроэнергии в некоторых районах.

Как следствие энергетического кризиса — более 5,5 миллионов семей остались без электричества на острове Хонсю.

Подобное в принципе было немыслимо для технологически и экономически развитой страны в 21 веке. Но реальность оказалась куда пессимистичнее.

А что будет, когда в Японии автопарк преимущественно будет состоять из электромобилей?

Температура воздуха ещё не успеет опуститься до нуля, как встанет вся логистика в стране из-за банальной нехватки электроэнергии.

Такое развитие событий должно быть полностью исключено.

Но сама ситуация с первичной энергией в Японии не восстановилась с 2011 года, когда в стране были остановлены все АЭС из-за аварии на АЭС «Фукусима-1». На новые стандарты безопасности тогда удалось перевести всего 9 энергоблоков.

График производства энергии в Японии с 1990 по 2019 гг (https://yearbook.enerdata.ru/).
График производства энергии в Японии с 1990 по 2019 гг (https://yearbook.enerdata.ru/).

В 2011 году Япония резко сократила производство электроэнергии на 46%. А в 2014 году производство электроэнергии вообще составило менее 30% от показателя 2010 годя. Это фактически лишает Японию мощностных резервов.

График потребления энергии в Японии с 1990 по 2019 гг. Как видно, по потреблению энергии Япония находится на уровне 30-летней давности (https://yearbook.enerdata.ru/).
График потребления энергии в Японии с 1990 по 2019 гг. Как видно, по потреблению энергии Япония находится на уровне 30-летней давности (https://yearbook.enerdata.ru/).

С 2011 года началось падение потребления энергии – главного мерила технологического и экономического прогресса общества. Потребление энергии с 2010 по 2019 год (кризисный 2020 год в расчёт не берём) уменьшилось на 16%! И это на фоне того, что в мире потребление энергии выросло за аналогичный период времени почти на 12%!

По потреблению электроэнергии Япония в 2019 году находилось на уровне 1997 года. (https://yearbook.enerdata.ru/)
По потреблению электроэнергии Япония в 2019 году находилось на уровне 1997 года. (https://yearbook.enerdata.ru/)

Доля электроэнергии в энергобалансе Японии составляет 9%. Разбивка по остальным видам энергоносителей выглядит следующим образом:

  • 38% — нефть;
  • 22% — природный газ;
  • 27% — уголь;
  • 4% — биомасса.

Общее потребление энергии в Японии за 2019 год составило 421 миллион тонн нефтяного эквивалента (17,6 эксаджоулей энергии); при этом Япония произвела 58 миллион тонн нефтяного эквивалента (Mtoe), остальные 368 Mtoe — импортировала.

  • То есть самообеспечение энергией в Японии — менее 14%.

Таким образом, существует очевидный риск возникновения нехватки энергии в любой форс-мажорной ситуации.

Решить энергетический вопрос в одночасье — невозможно, даже если нарастить поставки того же СПГ. Это вам не газовая труба, откуда газ поступает беспрерывно.

Японский энергетический кризис спровоцировал в азиатском регионе рост цен на СПГ до 100 долларов США за 1000 кубометров!

Некоторые особо жадные трейдеры, видя, что творится в Японии, выставляли предложения на поставку СПГ по цене в 1200-1300 долларов США за 1000 кубометров газа.

Побиты все максимумы стоимости СПГ, как минимум, за последние 11 лет.
Побиты все максимумы стоимости СПГ, как минимум, за последние 11 лет.

После закрытия пости всех АЭС Япония сделала ставку на СПГ и возобновляемую энергетику. И если использование СПГ худо-бедно оправдывается, то идея использования возобновляемой энергетики провалилась окончательно.

В Японии понимали, что энергетический кризис неизбежен, поэтому, несмотря не доминирующий в стране экоактивизм, к 2020 году в строй вернулись 39 из 54 атомных реакторов.

Экоактивизм, являясь общественным движением, почти победил атом в 2015 году. Тогда казалось, что атомная энергетика обречена и её заменят возобновляемыми источниками энергии, но не тут-то было. Теперь атомная энергетика приравнивается к безуглеродной энергетике и снова набирает силу (подробнее — по ссылке в конце статьи).

На развитие ВИЭ Япония выделила 700 миллиардов долларов США и к 2030 году планирует получать 25% электроэнергии из «чистой» генерации. С 2010 года доля ВЭИ (солнечной и ветровой генерации) возросла в 4 раза, достигнув доли в 10,6% от общего количества выработанной электроэнергии, что ниже запланированных в 2014 году 13,5%.

Плавающая солнечная электростанция в Японии мощностью 2,3 МВт.
Плавающая солнечная электростанция в Японии мощностью 2,3 МВт.

Сама роль ВЭИ в сегодняшнем энергетическом кризисе — довольно существенная. Так, например, из-за погодных условий выработка энергии уменьшилась до 50%, и ничего с этим поделать невозможно.

Япония фактически находится в энергетической изоляции: в случае какой-либо аварии её не спасут поставки СПГ — просто потому, что газовые танкеры банально не успеют вовремя прибыть.

Такой энергоёмкой стране, как Япония, нужна газовая труба. Однако США не позволяют Японии обрести энергетическую независимость посредством прокладки газопровода из России в Японию. И тут дело не в пресловутом отсутствии мирного договора между нашими странами, из-за которого, якобы, мы не можем строить в Японию газопровод. Нет. Всё дело во мнении США, так как Япония пока, к сожалению, политически неспособна отстаивать даже свои внутренние интересы.

Отсутствие мирного соглашения из-за проблемы принадлежности Курильских островов не помешало Японии в 2019 году заключить соглашение с Россией о реализации пилотного проекта поставок водорода в Японию. Просто потому, что ни США, ни кто-либо другой на планете не способны поставлять на экспорт энергетический водород. Только Россия сегодня может поставлять водород на экспорт (породнее об этом я писал тут).

Водород Японии нужен, чтобы выполнить национальную программу по переходу на водородную энергетику к 2040 году.

Конечно, Европа сделает выводы из сложившейся в Японии ситуации. Газопровод «Северный поток–2» всё равно будет достроен и запушен. Всё потому, что Германия сегодня способна защищать свои энергетические интересы, несмотря на давление из США.

США своими поставками СПГ никак не помогли Японии избежать энергетического кризиса, и это факт.

Мировые цены на электроэнергию для домашних хозяйств в 2020 году по отдельным странам(в долларах США за киловатт-час). Япония на 5 месте по стоимости электроэнергии в мире.
Мировые цены на электроэнергию для домашних хозяйств в 2020 году по отдельным странам(в долларах США за киловатт-час). Япония на 5 месте по стоимости электроэнергии в мире.

В Японии уже и так одни из самых высоких цен в мире на электроэнергию: в 2020 году – 0,29 доллара США за 1 кВт*ч (для сравнения, в России – 0,06 $). И сегодня нет никаких предпосылок к улучшению энергетической ситуации в ближайшие годы. Чуть непогода – и энергетический коллапс.

Япония, несомненно, сделает выводы и примет меры к недопущению подобного сценария, но помогут ли эти меры, если через 20 лет большая часть электроэнергии будет уходить на зарядку электромобилей?

Поживём — увидим.

Ну а сегодня, как бы парадоксально это ни звучало, электричества может просто-напросто на всех не хватить. И это при минимальной распространённости электромобилей… Япония сегодня – тому доказательство.

В статье «Где взять электроэнергию для сотен миллионов электромобилей через 20 лет?« я обосновал предположение о возникновении подобной ситуации. Правда, как оказалось, ошибся со сроком на 20 лет…

Обледенение лопастей Ветроэлектрических станций является большой проблемой. В Германии такие ВЭС просто отключают. Некоторые ВЭС оборудованы подогревом лопастей. А ещё лопасти просто опрыскиваются горячей противообледенительной жидкостью с вертолёта. Экологично? Нет. Но таковы реалии сегодняшнего дня.
Обледенение лопастей Ветроэлектрических станций является большой проблемой. В Германии такие ВЭС просто отключают. Некоторые ВЭС оборудованы подогревом лопастей. А ещё лопасти просто опрыскиваются горячей противообледенительной жидкостью с вертолёта. Экологично? Нет. Но таковы реалии сегодняшнего дня.
Сейчас на главной
Статьи по теме

Популярное за неделю