ДЖОКЕР

soiz [1231402] 29.10.2019 16:09 | Творчество 137

Кто смеется последним…

Зашёл в «Леруа Мерлен» выбрать краску и услышал, как двое работников магазина (молодых парней) обсуждают «Джокера». Фильм — настоящее мировое событие: «»Джокер» режиссера Тодда Филлипса был впервые показан на Венецианском кинофестивале и стал главным хитом мероприятия. Аплодисменты по окончании фильма длились восемь минут».
Я посмотрел «Джокера» по наводке Клима Жукова. Включил его ролик, а он в самом начале говорит: «Осторожно, будут спойлеры. Так, что если вы ещё не смотрели, лучше посмотрите…»
Без этой наводки я бы на «Джокера» не обратил внимания, меня раздражают все эти экранизации комиксов и особенно «бэтмениана», в которой мне почудилась какая-та вполне классовая идеология: буржуйский сынок Бэтмен защищает мир богатых в Готэме от разных маргиналов.
Поэтому «Джокера» я начал смотреть с настороженность, готовый к типичным комиксовым ходам и спецэффектам, но фильм захватил с первого кадра благодаря удивительной игре Хоакина Феникса.

Я несколько недолюбливаю актерское мастерство. Что-то в лицедействе мне не нравится. В отличие, например, от писательства, мне не кажется, что актёр должен быть глубоким человеком. Но когда я сталкиваюсь с прекрасной актерской работой, то задумываюсь. Например, о том, почему — так сложно играть? А это сложность в полной мере предстает, даже если попытаться записать короткий ролик. В ролике не пытаешься играть другого человека, но почему-то даже изобразить самого себя становится нелегко. Или в чем проблема изобразить простого человека? Мы же все простые люди. Но чтобы глубоко изобразить простого человека надо быть мастером. А мы, будучи сами простыми людьми, почему-то сделать этого не сможем… Прекрасное произведение искусства не есть копирование внешней действительности, это проникновение вглубь. А еще у меня возникает подозрение, что мы в жизненном представлении довольно паршиво себя играем. Невидимый режиссер всего этого спектакля мог бы нам крикнуть: «Не верю!» или сказать, что мы не смогли выразить полноту своего образа…

Но я отвлекся.

«Джокер» начинается очень символичного (фильм вообще пронизан символикой): главный герой Артур Флек сидит перед зеркалом, наносит грим — маску клоуна, растягивает пальцами рот в огромную улыбку, а по щеке стекает слеза.

Нарисованная улыбка — это символ общественного приличия. В этом обществе всегда надо улыбаться. Матушка наставляет Артура: «Всегда улыбайся». Несмотря ни на что. Она зовет его «счастливчик». Но под этой маской бесконечный ужас. «Возможно, в моей смерти будет больше смысла, чем в моей жизни» — пишет он в своем дневнике. У него расстройство психики, в ситуациях нервного напряжения он разражается взрывами странного хохота, похожего на рыдания. Он уже лежал в психлечебнице, с ним работает социальный психолог. «Дайте еще таблеток», — просит он. Психолог говорит, что ему и так выписали много лекарств. «Но они мне не помогают», — с отчаянием восклицает он в ответ. Нет такого количества успокоительного, чтобы скрыть весь ужас его жизни. Его топчут. Он перенес насилие в детстве. Когда в качестве аниматора он танцует на улице с плакатом, на него нападают подростки, отнимают плакат и жестоко избивают. Просто так! Какой-то клоун — почему бы не избить, если не получишь в ответ сдачи? Потом его выкидывают с работы, а затем и лишают помощи социального психолога, который выписывал таблетки, — результат оптимизации социальной сферы. Это все такие знакомые истории из нашей жизни…

В этом кошмаре он живет, цепляясь за свои иллюзии. Он хочет стать стендап-комиком, что-то пишет в тетрадке… Он грезит при просмотре телешоу: ведущий в мечтах предстает ему в родительской роли, по- отцовски обнимающим. Он галлюцинирует романом с девушкой, живущей по соседству.

Но иллюзии не могут загородить чудовищного мира,  захваченного бедствием. Город утопает в мусоре – кажется, последствии какой-то мусорной реформы. Происходит нашествие крыс, каких-то невероятных размеров. Эти мутантные крысы словно бы символизируют богачей, жадно пожирающих город.
Мир богатых – это оазис благополучия, отделенный от мира бедствия высоким забором. Богатые словно бы не видят всех остальных. Все остальные — это нули. Или какие-то клоуны. А если и видят, то это повод, чтобы такому клоуну заехать кулаком в морду.  Бить клоунов — это смешно и правильно. Томас Уэйн с удовольствием бьет в лицо Артура Флека: какой-то шут, клоун  пытается права качать … Так же наверное думали и богатые ребятки, когда стали колошматить его в вагоне подземки, ведь клоуны для того и созданы, чтобы с ним вот так развлекались.

Но в Артуре словно что-то щелкает, он, неожиданно для самого себя, дает отпор и убивает нападающих из пистолета. Он до сих пор был абсолютным нулем, но вот что-то меняется… «Я как будто начал жить» — говорит он. Был ничем и вдруг стал субъектом – опасным субъектом. И вот телеведущий, который тоже решил поиздеваться над клоуном в прямом эфире (ведь для этого клоуны и созданы!), получает воздаяние. И начинается бунт клоунов, восстание хохочущих масок. Вакханалия масок и говорит о том, что речь идет не только об истории маленького человека, но об общественном явлении.

В фильме — очень важен символический ряд, который, как я понял, многие не замечают. Под внешностью социальной драмы лежит еще кое-что, нечто глубокое.

Что такое джокер? Это очень странная карта. Я приведу много цитат из разных статей, без указания источников, чтобы не сбивать читателей, важен смысл.

«В большинстве колод, состоящих из 54 карт, существует одна особая, которая называется «джокер». Традиционно, на ней изображен придворный шут. В различных карточных играх джокер используется по-разному. В одних он – определяющая карта, в которой заключен весь смысл игры, в других – джокер просто не задействован. В целом, наиболее часто джокер используют взамен любой карты при составлении нужной комбинации или же как самую «сильную» карту, способную «побить» любую другую».

«Джокер – это самая загадочная карта за всю историю. Карта эта особенно захватывает любителей тайн. Так как истинную историю ее возникновения никто не знает. Джокер – это карта, которая обозначает дурака, шута. Есть мнение, что происхождение названия этой карты можно узнать, если заглянуть в средневековые записи. Там впервые появился джокер — карта в составе знаменитой колоды Таро. В варианте Таро, который пришел к нам из Франции, можно увидеть, что данная карта не только существует в неизменном виде вот уже несколько столетий, но и имеет очень интересное значение. Наличие этой карты в раскладе сразу говорит о некотором бунтарстве, непокорности судьбе. Также эта карта означает двойственность… Не стоит недооценивать эту карту, так как она показывает, насколько сильны возможности человека, в которого не верят окружающие или даже близкие люди».

В колоде карт Таро Шут имеет интересное значение: «Колода Таро начинается с карты Шута. Этот Старший Аркан имеет номер «0», хотя некоторые исследователи помещают его на 22 место, после карты Мир. Шута называют также Дураком, Глупцом, Безумцем. Этот удивительный и знакомый каждому из нас архетип на самом деле содержит в себе гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Аркан Шут будет символизировать начало пути, внутреннюю свободу, некий радикальный шаг, неожиданность».

И хотя фигура Шута выглядит легкомысленно, он занимает и первое, и последнее место в старших арканах Таро. Это как начало, так и конец, альфа и омега.

«Начало было Ничто, итог — тоже Ничто, однако, это уже другое «Ничто», исполненное смысла.

Вообще Аркан отличается богатейшей по смыслу символикой, и ее смысл — это постоянное и вечное обновление жизни, круговорот, содержащий в себе конец всего и возвращающий жизнь к ее вечному истоку. … Присутствие Шута в раскладе всегда очень мощный знак, человек как правило даже представить не может, что он несет. Неожиданный поворот событий, сюрприз. Может произойти что угодно. Карта показывает на обстоятельства неожиданные, не запланированные, которые могут перевернуть наличное состояние дел.

Шут — это не только «внутренний ребенок», но еще и внутренний герой! Шут олицетворяет Героя, безрассудно движущегося навстречу своей судьбе. Но именно он получает Мир в конце странствия. Он не использует ни разум, ни иные средства, чтобы осветить свой путь. Но то, что стороннему наблюдателю кажется слепым движением в пропасть, в могилу, на самом деле является путем к преображению, столь далеко выходящему за пределы этого мира, что все умники не могут себе этого представить.

Шут уранически асоциален. Но зато в пути, как и должно. У него шутовской наряд, «приличные люди» над ним смеются, но он нисколько этого не боится. Он сам посмеется над кем угодно, и облаивание его не смущает.

Это божественный гений, способный создать Вселенную и разрушить ее.

Число Шута — «0». Легенда гласит, что в древности люди отдавали жизнь за «тайну числа ноль». Умножение любого числа на ноль дает ноль — почему это так?»

В нумерологии ноль является источником всех чисел, практически — символизирует духовную первопричину сущего бытия. «Сакральное значение числа «0» связано с его изображением в виде божественной сферы. Совершенная форма круга обозначает понятие бесконечности и вечности, не имеющей ни начала, ни конца».

А еще можно вспомнить трикстера: «Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни…»

«»Разновидности» образа трикстера можно найти в мифологии всех времен и народов. В греческой мифологии — это алхимический образ Меркурия (или Гермеса) и образ Диониса. В Меркурии можно найти черты типичные для трикстера: это и любовь

к коварным и злым выходкам , способность изменять облик, его двойственная природа. Дионис — бог вина, опьянения, религиозного экстаза, оргиастической музыки и безумия. Ему тоже присуща двойственная природа, т.к. его родителями были бог неба и богиня загробного мира. Где бы он не появлялся, он нес веселье и разрушение. Дионис полон энергии, доходящей до экстаза, в каком-то смысле — он революционер, т.к. стремительно врываясь , он нарушает прежде существующие порядки».

За всем ощущается какая-то тайна… Мир, окружающие нас явления полны сокрытого символизма, который можно считывать как тайные письмена. Я иногда задумывался о том, что Творец, должно быть, обладает своеобразным чувством юмора. Разве не странно, что человеческий череп (Веселый Роджер) являет собой клоунскую маску с гротескной гримасой безудержного веселья? Словно бы умерший видит там — за гранью жизни — нечто бесконечно смешное, познает какую-то шутку Бога…

Пробудившийся Джокер обращается против своих истоков – он душит подушкой собственную мать, убивает телеведущего, который отчасти замещал в его сознании отца. И он косвенно (в виде коллективного Джокера) убивает Томаса Уэйна, который вполне может являться настоящим отцом Артура Флека… И это тоже глубокая мысль.

Я понимаю, почему некоторые почитатели «бэтменианы» не очень доброжелательно восприняли «Джокера»: авторы фильма все вывернули наизнанку и именно мир уэйнов представили источником зла. Но именно Уэйн порождает то, что его убьет. И это звучит почти по-марксистки…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора